Перейти к содержимому
Bereg.in

Recommended Posts

Гость Z3oM

История Побережья

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Несколько малоизвестных исторических фактов из истории побережья, история первая - в 20-30 годы прошлого столетия был такой нарком Вячеслав Зоф, БАМ ещё только проектировался и начинались изыскательские работы, но ясно конечная точка в заливе Советская Гавань, и учитывая , что Владивосток очень близко находится к потенциальному врагу (ЯПОНИЯ) и легко можно перерезать транссиб , тоесть блокировать этот город как с суши так и с моря , предложил по окончанию строительства БАМ перевести главную базу ВМФ в Советскую Гавань а заодно на берегах разместить и главный торговый порт на ДВ, но наркома расстреляли в 1937 году , наверно , что бы не выдумывал сказки, и про залив надолго забыли

  • Sad 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

История вторая не мене драматическая, в после военный период в Советской гавани базировался 7 флот во Владивостоке 5 флот, таким образом не было Тихоокеанского флота , 5 и 7 флот подчинялись Москве и были независимы друг от друга, но после смерти Сталин флоты вошли в общий ТОФ с командованием во Владивостоке, одновременно согласно новой кораблестроительной программе , осенью 1950 в бухте ЭГГЕ началось строительство завода 372, по этой программе в СССР строилось три новых судостроительных завода , в Херсоне , в Молотовск- ныне Северодвинск, и СВГ, все заводы по передовой тогда технологии с наливными док камерами, (до сих пор не могут ни взорвать ни снести некоторые участки этой док камеры) в Советской гавани строиться должны были крейсера проекта 66 , размеры крейсера впечатляют- полное водоизмещение 30750 тонн, длина- 252,5 метра., ширина -25,7 метра, осадка-8,35 метра , но с приходом к власти Н, Хрущёва откровенно не любившего флот строительство было прекращено, прямо мистика - может номер проекта из двух шестёрок тому виной, но это просто шутка, кстати в Хабаровском аэропорту стоит один из авиаангаров, так вот конструкции снимали с строящегося эллинга и отправляли баржами по проливу а затем по Амуру в Хабаровск, и на этом про судостроение опять забыли

  • Sad 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В середине 70х годов прошлого века в руководстве страны пришли к мнению , без авианесущих кораблей не обойтись, и с конца 70 начало 80х в заливе на месте завода 372 началось сроительство завода "ПАЛЛАДА" , что весьма странно ведь такое имя носило Херсонское предприятие, на судостроительных сайтах долго искал разгадку этого, мне обьяснил один из участников этого проекта , мол Херсонское предприятие переводилось в Советскую гавань и рабочие места на первых порах должны быть заполнены специалистами Херсона. ведь невозможно подготовить за короткое время высококлассных специалистов на пустом месте, при этом завод в Херсоне конечно никто не собирался закрывать, . Так вод судостроительный завод в СВГ . уже по переработанному проекту должен строить авиа несущие корабли, один только судосборочный эллинг должен быть 400 на 150 метров это при полной высоте корабля в десятки метров , то есть строительство и покраска полностью в закрытом эллинге, на 80 годы уже была другая система спуска на воду через передаточный плавдок огромных размеров, эта система давала при постройке очередного корабля в серии в доке проводить текущий ремонт ранее спущенных кораблей находящихся в строю но с приходом к власти Горбачёва всё в нашей стране пошло не так, и здесь опять просматривается мистика Сталин начал лысый Хрущёв прекратил, Брежнев начал лысый Горбачёв прекратил

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все мы знаем про Карибско-Кубинскийи кризис, но немного о том что происходило незадолго до этого на нашем побережье, Летом 1961 года по плану учений, через порт Посьет в Приморье была отправлена в порт Ванино на судне одна стартовая батарея ракет Р-12, такие же как и на Кубе , в порту Ванино батарея была выгружена и своим ходом отправлена на полигон "перевал" в районе Советской Гавани , это было до переброски ракет на кубу, и проведено впервые в СССР, Осенью 1962 года с этого полигона проведены два пуска ракет Р-12, и летом 1963 года в присутствии Главкома ракетных войск дважды героя СССР Маршала Крылова произведён ещё успешный учебный запуск Р-12 данная статья написана с книги Александра Сесёлкина "Советско-Гаванский и Ванинский район хроника событий"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжим про заводы по плану в связи со строительством на заводе "ПАЛЛАДА" а в документах предприятие П/Я Ю-9770, авианесущих кораблей в бухте "ЭГГЕ" необходимо было построить от южной оконечности мыса"МАРИИ" защитный Г-образный волнолом, так как корабли прежде чем уйти на ходовые испытания должны были пройти швартовные испытания , но мощность силовой установки уже исчислялась на сотни тысяч Л/С , и они ставились бы в этот "карман" , что бы струя от винтов не создавала в бухте хаос, но теперь стали мешать доки ССРЗ. поэтому причальную стенку ССРЗ продлевали дальше на выход на примерно 450 метров поглотив при этом и городской причал и бывший угольный, в конце ставился пирс и к нему плавдоки, заводить суда в П/Д надо было уже со стороны Юго западной бухты , во всяком случае смотрю на проект всё смотрится гармонично и логично, в Первом заводе тоже изменения масштабные , доки переставляли к противоположному берегу поперёк береговой черты и получалось они прекрасно закрывали от волн и северного ветра заводскую акваторию к докам начали строить причал номер 7 и тут сразу вопрос причал номер 4 и сразу 7 где 5 и 6 На стыке 4 и 7, должен стоять Г-образный пирс это и были причалы 5 и 6 это планировалось специально для ремонта паромов, место получалось по типу как на паромке в Ванино, но высота причала позволяла без лишних хлопот ремонтировать вечно мятые привальники в корме, место наиболее подверженное навалам при швартовке, ещё одна особенность седьмого причала это во время обкатки главных дизель генераторов парома электро энергия подавалась на нужды завода, к стати и сохранилось и маленькое здание где и должны были поставить соответствующее оборудование, и это был период ЗАСТОЯ ? Сейчас бы такой застой ! В тени предсмертных агоний обоих СРЗ как то незаметно исчезли предприятия о которых уже многие и не помнят , это и пив-завод ГПК, и молокозавод, и колбасный завод, и многое другое , может кто из ветеранов вспомнит , что нибудь ещё ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С интересом глянул видео, и присмотревшись понял - этот сахарный завод стоит на месте где сейчас блок цехов 55, бывшего ССРЗ, Размещение не вызывает вопросов, в этом месте глубоководный причал, правда два фактора 1 - зимой как проводить суда ? и 2 - как будут две управляющие компании "ОЭЗ" и "Свободный порт" умещаться в одном месте ? Руководство ОЭЗ предлагаю за шестилетнее оплаченное тунеядство отправить грузчиками на сахарный завод :phil_19:

  • Haha 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1:28 : "Порт Советская Гавань уже имеет статус".... И - кадры Ванинского порта!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В этот день, 10 января 1943 года, в городе Советская Гавань вступил в строй завод № 263, в последствии Северный Судоремонтный Завод.

Когда-то мощный завод по ремонту и переоборудованию судов всех типов и классов занимающий практически всё побережье бухты Охоча. Строительство его началось в 1934 году. В 1937 — завод уже отремонтировал первый пароход. После ВОВ завод также продолжали строить как своими силами, так и силами заключённых и японских военнопленных.

http://наша-гавань.рф/информационный_блог/вступил_в_строй_завод_номер_263

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
[b] Тайна дубовой обшивки фрегата «Паллада»[/b]
https://toz.khv.ru/newspaper/nashi_daty/tayna_dubovoy_obshivki_fregata_pallada/

[b]19.01.2016[/b]
В календаре знаменательных и памятных дат на 2016 год отмечено историческое событие: в январе 1856 года в бухте Постовой залива Константиновского (Императорская - ныне Советская Гавань) [b]мичманом Г. Д. Разградским [/b]с командой затоплен легендарный парусник - фрегат «Паллада».

Это был самый быстроходный парусник того времени, предназначался для плавания в океанских широтах. Фрегат имел много новинок кораблестроения, вроде применения вместо якорных канатов цепей, установки чугунных якорных клюзов и применения вместо бочек для хранения питьевой воды квадратных цистерн из лужёного металла. Кроме того, на нем было достаточно мощное вооружение.

[spoiler]«Странно, однако, устроен человек: хочется на берег, а жаль покидать фрегат! Но если б вы знали, что это за изящное, за благородное судно, что за люди на нем, так не удивились бы, что я скрепя сердце покидаю «Палладу», - писал [b]И. А. Гончаров.[/b]

Будущий классик русской литературы служил чиновником министерства финансов Российской Империи. На «Палладе» он исполнял обязанности секретаря при [b]русском полномочном после в Японии адмирале Путятине[/b]. Этот парусник считался в те времена одним из лучших кораблей русского военного флота. Спущенный на Неву в 1832 году, он в течение двадцати лет бороздил воды Балтики и других морей, а затем был определен флагманским кораблем в экспедицию для охраны русских берегов на Дальнем Востоке. Парусный фрегат имел почти 53 метра длины и нес по своим бортам 52 орудия.

Шел 1854 год. Россия подверглась нападению соединений эскадры англо-французов на востоке страны. Но русские стойко отразили атаки врага. Отгремели залпы Петропавловской обороны, и сброшенный в море враг метался вдоль побережья Татарского пролива. Было решено укрыть фрегат от глаз неприятеля. Сняв оружие, фрегат тайно отвели в тихую бухту Императорской гавани. Но и этого оказалось недостаточно. Неприятель хотел во что бы то ни стало захватить корабль в качестве военного трофея. Тогда был отдан приказ - затопить фрегат.

[b]Ученый секретарь Хабаровского краевого отделения Русского географического общества Александр Филонов[/b] показал кусок дубовой обшивки «Паллады», который был извлечен со дна Татарского пролива.

- Этой реликвии около трехсот лет, если считать возраст дерева, которое было срублено на постройку корабля.
Известно, что дуб - долгожитель. Срок ему определен немалый. А прочность слоистой древесины цвета крепкого чая, побывавшей в морской воде, можно сравнить с камнем.

В словаре Даля о дубе сказано: « В лесу дуб рубль; в столице по рублю спица»; «Держись за дубок, дубок в землю глубок».

В бухту, на дне которой лежит потопленный фрегат, много раз наведывались моряки.
Водолазам порой удавалось ступить на его палубу. Первую такую попытку сделали в 1885 году матросы клипера «Джигит». Потом они с гордостью показывали друзьям вещи, поднятые с «Паллады», чугунные детали оказались рыхлыми, как сыр, и их можно было мять в ладони, зато куски дуба обрели неожиданную прочность, стали тверже железа.

Корпус фрегата, изъеденный местами морским червем, облепленный ракушками и водорослями, сохранился сравнительно хорошо. Но сегодня от него практически ничего не осталось.

Дерево - немой свидетель самоотверженности и мужества людей, практически не изменилось. Но память о людях тех дней жива. В одной из бухт Советской Гавани есть памятник-часовенка со словами: «Умершим от цинги в зиму с 1853 на 1854 г. Транспорта Иртыш Штурман Поручик Чудинов и 12 человек нижних чинов. Корабля Рос. - Амер. Ком. 4 матроса и 2 матроса постовой команды». Смерть 19 русских мореходов произошла незадолго до затопления фрегата.
Вдумчивый историк и неутомимый краевед Филонов рассказал.

- Пропилив во льду канал, русские корабли Сибирской флотилии под носом у англо-французской эскадры перешли Охотским морем в залив Чихачева, а оттуда - в лиман Амура. Не удалось ввести в Амур только «Палладу» из-за большой осадки.

Тогда корабль был разоружен, мачты спилены и сожжены, остался один его остов. Два с половиной месяца матросы бились над проводкой судна в устье Амура.

Каких усилий стоило это команде, об этом говорит запись шканечного журнала; в нем постоянно попадаются отметки о смерти того или другого матроса. За время своего пребывания в Татарском проливе «Паллада» потеряла больше людей, нежели за все плавание.

К тому времени на подмогу «Палладе» подоспел фрегат «Диана», посланный по просьбе Путятина, но и он не смог перетянуть судно через мелководье.

Не так-то просто было во льдах потопить ветхий фрегат, на это ушло 16 дней! Пришлось корабль тащить по полынье, которую прорубили как можно дальше от берега на достаточную глубину для этого.

Позднее разгорелись споры о том, такой ли необходимой была эта мера. Сторонники [b]адмирала Невельского[/b] ратовали за сохранение «Паллады» и ссылались на то, что ожидалось перемирие, а поддерживающие адмирала Завойко считали затопление фрегата единственным верным способом спасти его от захвата неприятелем.

В 1856 году в Императорскую Гавань в поисках «Паллады» пришел фрегат «Пик» под командованием капитана Николсона, который еще ранее разорил русское селение на Курилах. Не найдя и на этот раз русского корабля, англичане подожгли Константиновский пост, переименовав Императорскую Гавань в залив Барракуда.

Вот так география Хабаровского края тесно переплелась с его историей.

… Кусок дерева с «Паллады» словно силится что-то выразить, будто пытается рассказать какую-то тайну: ведь за его долгой и трагической жизнью - своя эпопея, свой риск, свой подвиг. [/spoiler]

[b]Александр САВЧЕНКО[/b]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
[center][media]http://youtu.be/L1bODAzRbMw[/media][/center]
  • Thanks 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
С удовольствием просмотрела сейчас видео о вашем музее в С-Гавани. Приятная женщина и говорит красиво... от души. Очень понравилась.
В этом году , в мае, музею 50 лет будет. А какого числа? Потом расскажите как праздник прошёл в музее, дата-то юбилейная. :6:
  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
[center]Человек, присоединивший Приморье[/center]

Как хотите, но великой морской державой Россия стала не при Петре I, а только после присоединения Приморья с его незамерзающими гаванями. То бишь при Александре II. И сделал это, вопреки общему мнению, не губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев, подписавший в 1858 году с китайцами Айгунский договор, а совсем другой человек - замечательный русский дипломат Николай Павлович Игнатьев.

Замечательным человеком Николай Павлович был во многих отношениях, даром что царский крестник. Потомственный военный, старший сын одного из близких к Николаю I вельмож, отличник Пажеского корпуса и серебряный медалист Военной академии, он не только был блестяще образован, умен, смел и решителен, но еще и необыкновенно удачлив. Казалось, сама судьба подбрасывала ему головоломные задачки, а после она же помогала ему их счастливо разрешить.

[center][img]https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5e/General_Nikolay_Ignatev.jpg/250px-General_Nikolay_Ignatev.jpg[/img]
[/center]

[center]Продолжение - http://наша-гавань.рф/информационный_блог/человек_присоединивший_приморье[/center]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
[center]Фрегат "Паллада" со дна Совгаванской бухты, наверное, уже никогда не поднимут.[/center]


Ровно 160 лет назад в бухте Постовая, напротив нынешней Советской Гавани, был затоплен фрегат «Паллада». Он стал легендарным благодаря одноименному роману писателя Ивана Гончарова, который прошел на нем вокруг света через три океана на Дальний Восток.

Наверное, нет ни одного дальневосточного СМИ, которое бы не писало об этом корабле. Однако в связи с приближающейся памятной трагической датой - 30 января по новому стилю - позволим еще раз напомнить о нем и его судьбе… до и после затопления.

Продолжение - [url="http://наша-гавань.рф/информационный_блог/фрегат_паллада_со_дна_совгаванской_бухты_наверное_уже_никогда_не_поднимут"]http://наша-гавань.р...гда_не_поднимут[/url]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Да там и подымать то уже наверное особо нечего.
В советские времена в модельном участке СРЗ ММФ у каждого под верстаком лежал приличный кусок фрегата (сравнительно с верстаком канеш). Которые обычно пополнялись к каждому революционному празднику.
Сувениров из него было сделано видимо- невидимо.
Включая шахматы к юбилею для министра МФ. Черные фигуры и клетки из Паллады, розовые ( не белые) из никому неизвестного дерева, к которому придумали название "кубинская береза"
Больше, как обломками царского фрегата, гордиться видать было нечем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
[center]Губернатор: Честен, полезен, незаменим[/center]

За создание портрета Андрея Николаевича Корфа, в честь которого названы станция и поселок, художник Иван Гребенюк взялся в 90-е годы, когда уже не вызывала отторжения песня Игоря Талькова про старую тетрадь расстрелянного генерала. К соотечественникам приходило осознание, что овеянная доблестью история страны начиналась не в октябре 1917 года, а гораздо раньше.

Хабаровский художник Иван Кириллович Гребенюк - родной брат корфовчанина Николая Кирилловича Гребенюка, погибшего в Великую Отечественную. Движимый исключительно патриотическим чувством мастер кисти и холста изобразил Корфа в парадном мундире царского генерала.

Это был не авторский домысел, а подлинный реализм, ведь Андрей Николаевич действительно имел звание генерала от инфантерии*. Выражаясь сегодняшней терминологией, генерал-полковника. А еще Корф имел титул барона… Так что же сегодня известно о человеке, портрет которого, написанный маслом, по праздникам выносят из музейной комнаты культурно-досугового центра Корфовского городского поселения и выставляют на всеобщее обозрение?

[spoiler]Орден Святого Георгия

Андрей Николаевич - представитель дворянского рода Корфов, которые служили России с XV века. Они происходили из прибалтийских немцев, были удостоены за особые заслуги титулов графов и баронов. Из этого рода - Модест Корф, учившийся в лицее с Александром Пушкиным, директор Императорской Публичной библиотеки, Николай Корф, комендант Варшавы, член Государственного совета, Василий Корф - один из руководителей русской военной разведки.

Андрей Корф родился в июле 1831 года. Воспитывался в Пажеском корпусе - самом престижном учебном заведении Российской империи. Воинскую службу начал в мае 1849 года прапорщиком. Тогда ему было семнадцать лет… В двадцать один год он подпоручик, в двадцать два - поручик, в двадцать четыре - штабс-капитан. Командует ротой, получает звание капитана, участвует в Кавказской войне.

Храбрость Корфа при взятии чеченского аула Ведень (ныне Ведено), который считался столицей возглавляемого Шамилем имамата, отражена в документах на представление его к ордену Святого Георгия: «В деле против горцев при взятии укрепленного аула Ведень, в 1859 году, во время штурма Андийского редута, вызвавшись в охотники, во главе двух рот 20-го стрелкового батальона, бросился на означенный редут и взошел на вал в числе первых».

Корф участвует в преследовании Шамиля в ауле Гуниб, где тот был пленен. Получает ранение… В тридцать лет Андрей Николаевич производится в полковники, утверждается начальником офицерской школы. С июня 1866 года Корф - командир пехотного полка.

Служба продолжается в Варшавском, Киевском, Одесском военных округах. Корф командует бригадой, дивизией, получает звание генерал-майора, позже генерал-лейтенанта. Пожалуй, есть смысл напомнить особенности территориального устройства императорской России: ее приграничные губернии были объединены в генерал-губернаторства.

Существовало порядка десятка генерал-губернаторств, в том числе Варшавское, Финляндское, Туркестанское. В 1884 году было учреждено Приамурское генерал-губернаторство в составе Забайкальской, Амурской, Приморской областей, а также Сахалина. Первым приамурским генерал-губернатором был назначен Андрей Николаевич Корф.

Улица Алексеевская считалась главной

- В Хабаровку, которая была определена центром генерал-губернаторства, барон Корф добирался несколько месяцев. Морским путем из Одессы до Владивостока. Потом верхом на лошади по бездорожью. Вероятно, в бассейне реки Уссури воспользовался лодкой или пароходом, - рассказывает главный научный сотрудник отдела истории Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова кандидат исторических наук Денис Ляхов.

Колесный тракт тогда заканчивался в Забайкалье, рельсовый путь - на Урале. Хабаровка, получившая статус города в 1880 году, представляла собой населенный пункт с деревянными постройками и населением меньше пяти тысяч человек.

Главной улицей считалась улица Алексеевская. Она шла по берегу Амура и была названа в честь великого князя Алексея Александровича, посетившего Хабаровку в 1873 году. После отстранения от власти династии Романовых улица Алексеевская была переименована в улицу Тараса Шевченко, который считался революционером-демократом.

Дом генерал-губернатора на улице Алексеевской, возведенный из красного и серого кирпича, стал одним из первых каменных строений Хабаровки. Как и расположенное наискосок от него здание военного собрания, в котором в 1890 году листал газетные подшивки 30-летний Антон Павлович Чехов, ехавший на Сахалин.

В военном собрании коротали вечера офицеры Приамурского военного округа, штаб которого располагался в Хабаровке. Командовал округом генерал-губернатор Корф. Он же был наказным атаманом приамурских казачьих войск. К сожалению, ни дом генерал-губернатора, ни здание военного собрание в первозданном виде не сохранились, а были существенно перестроены. Теперь это соответственно Дом офицеров Восточного военного округа и художественный музей.

Переселенцы ехали из Малороссии

Барон Корф, тридцать пять лет состоявший на воинской службе, как ни странно, слыл либералом. Первое серьезное решение, принятое им в должности Приамурского генерал-губернатора, подтверждает непоколебимость его убеждений. Он проводит съезд сведущих людей, чего не практиковали не только на окраинах, но и в столицах - Петербурге и Москве. Из канцелярии генерал-губернатора рассылаются приглашения на съезд чиновникам, купцам, землевладельцам, промышленникам.

В 1885 году в Хабаровку съезжается порядка пятидесяти человек со всех уголков восточной окраины Российской империи. Обмен мнениями без оглядки на чины и сословия позволяет сформулировать наиболее насущные проблемы.

Первая - почти полное отсутствие средств сообщения. Вторая - почти полное отсутствие населения… Генерал-губернатор, не имевший бюджета, зависимый от петербургских чиновников, которые рассматривали его прошения до года, а то и полутора лет, взялся за работу с немецкой педантичностью и русским упорством.

По сути Корф пошел по пути восточно-сибирского генерал-губернатора Николая Николаевича Муравьева-Амурского, которому Россия обязана обретением Приамурья в середине XIX века.

Между прочим, Муравьев настаивал на учреждении отдельного генерал-губернаторства для управления новыми землями, однако его предложение было реализовано через два десятка лет. Он взялся за переселение на Амур и Уссури русских людей, мечтал о железной дороге, которая бы соединила окраинные земли с центром России.

Почему восточно-сибирский генерал-губернатор не был услышан? Поражение России в Крымской войне отодвинуло воплощение его замыслов, и уже не Александр II, которому он адресовал свои послания, а вступивший на престол в марте 1881 года Александр III посчитал возможным более не экономить на развитии дальневосточной окраины.

Выделяются средства на изыскательские работы, собственно на прокладку железной дороги, которая свяжет Владивосток и Хабаровск.

Понятно, что Корф неоднократно выезжает на стройку №1 вверенного генерал-губернаторства, встречается с выпускниками Петербургского института инженеров путей сообщения, фамилии которых будут увековечены в названиях станций, с командованием железнодорожного батальона, насчитывавшего порядка тысячи нижних чинов и офицеров.

Главной рабочей силой были, как принято выражаться теперь, гастарбайтеры - китайцы и корейцы. Генерал-губернатор наделен правом принимать их в русское подданство. Среди тех, кто его получил, а также принял православие, - хабаровский купец Николай Иванович Тифонтай, построенное которым до сих пор украшает город.

Пристальное внимание уделяет Корф переселению на Дальний Восток крестьян из европейской части Российской империи, активно поддерживая деятельность Южно-Уссурийского переселенческого управления, созданного в 1882 году.

Сменить место жительства решались, как правило, жители Подольской, Киевской, Черниговской, других губерний Малороссии, как называлась тогда Украина. Их наделы редко доходили до десяти десятин (десятина равнялась 1,09 гектара).

В Приамурском генерал-губернаторстве семье выделялось сто десятин. Плюс ссуды, кредиты на выгодных условиях… Близость Одессы, откуда пароходы отправлялись во Владивосток, облегчала выбор переселенцев.

- За десять лет генерал-губернаторства барона Корфа Приамурье и Приморье кардинально меняются. Возникает множество сел. В городах вырастают каменные здания, казенные и частные. Купечество вкладывает капитал в строительство кирпичных и лесопильных заводов, - продолжает Денис Алексеевич Ляхов.

Увеличивается число войск вдоль границы. Маньчжурские бандиты или хунхузы, которые с наступлением зимы по льду переходили Амур и Уссури, врываясь в станицы и села, получают отпор. Появляется Тихоокеанская эскадра. Хотя природно-климатические условия остаются тяжелыми. Строителям железной дороги выдают оружие, чтобы отстреливаться от тигров и медведей. Донимают комары и мошки…

Останется станция и… надежда

В 1886 году в Хабаровке состоялся второй съезд сведущих людей. Генерал-губернатора уже знали как человека, который готов выслушать, способен аргументировать, привлекает к работе разные общественные слои.

С ним почитали за честь встречаться Василий Федорович Плюснин, Сергей Яковлевич Богданов, другие хабаровские купцы и заводчики. Под его началом не боялись проявлять инициативу Федор Федорович Буссе, возглавлявший Южно-Уссурийское переселенческое управление, начальник Анадырской округи Леонид Францевич Гриневецкий, военный губернатор Приморской области Иосиф Гаврилович Баранов, в честь которого была названа одна из центральных улиц Хабаровки. Выходящая в Петербурге газета «Восточное обозрение» высоко оценивала труды барона Корфа на посту приамурского генерал-губернатора.

В 1891 году он принимает совершавшего кругосветное путешествие цесаревича Николая Александровича. Под Владивостоком будущий император Николай II закладывает первое звено железной дороги, в Хабаровке - открывает памятник Муравьеву-Амурскому, первому из плеяды генерал-губернаторов, отстаивавших интересы России на востоке с колоссальной энергией и непоколебимой честностью.

В феврале 1893 года Андрей Николаевич Корф скоропостижно умирает от сердечного приступа. «Страшно поражен и огорчен внезапной кончиной вашего мужа. Тяжело терять столь честных, полезных и незаменимых людей. Да подкрепит и утешит вас Господь в этой страшной утрате», - телеграфирует Александр III в Хабаровку вдове барона Софье Алексеевне.

При советской власти его могилу в Успенском соборе разрушат, как и сам собор, как памятник Муравьеву-Амурскому. Переулок Корфовский в центре уже не Хабаровки, а Хабаровска переименуют. Останется станция Корфовская и примыкающий к ней поселок как надежда, что России честные сыны не будут забыты и возвратятся к новым поколениям своей деятельной мощью. Это и произошло…

«Поразил такой момент: в сериале, в котором я играю, один из героев - барон Корф. И вдруг я приезжаю в поселок Корфовский, где в Доме культуры висит огромный портрет генерал-губернатора Корфа.

Наверное, не зря я сюда приехала, потому что ничего бессмысленного в этой жизни нет, - признавалась актриса Светлана Тома, известная широкому зрителю по фильмам «Табор уходит в небо» и «Мой ласковый и нежный зверь». - В зале было много детей, но они задавали такие взрослые вопросы.

И после выступления я осталась пообщаться с ними. Ребята невероятно раскрепощенные, умные, талантливые. Потрясающие девчонки читали мне свои стихи, - продолжала заслуженная артистка России и народная артистка Молдавии. - Эти стихи я увожу с собой, их можно читать в детской аудитории и рассказывать, какие замечательные люди живут в Корфовском».

Михаил Карпач.
Глава из книги о Корфовском, которая готовится к печати в связи с 125-летием поселения. [/spoiler]

http://наша-гавань.рф/%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3/%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80_%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD_%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BC

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Программа "Магистраль" от 02 декабря 1996 года. История порта Ванино.

[center][media]http://youtu.be/N7S8VIZNkCQ[/media][/center]
  • Thanks 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Московская ордена Красной Звезды киностудия научно-популярных фильмов, 1946 г. Уникальный кинодокумент эпохи!

15 октября 1943 года началось строительство железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре -- Советская Гавань протяженностью 475 км с паромной переправой через реку Амур и возведением трех морских причалов в бухте Ванино.

Дорогу строили в грозные годы Великой Отечественной войны, что отразилось на характере производимых работ. Страна остро нуждалась во втором выходе к Тихому океану. Реализация этого проекта являлась важнейшей стратегической задачей, и Государственный комитет обороны принял решение в ускоренном темпе проложить железнодорожную линию. Строительство велось по облегченным техническим условиям. В возведении рельсового пути принимало участие более 100 тыс. человек. Работы на дороге продолжались параллельно с ее эксплуатацией. Строители в короткие сроки завершили сооружение сложнейшей железной дороги через безлюдное таежное пространство и горные перевалы.

В 1945 г. на построенной железнодорожной линии было открыто рабочее движение.

Железнодорожная линия Комсомольск-на-Амуре -- Советская Гавань через транзитную линию Волочаевка -- Комсомольск-на-Амуре открыла второй (первый -- в Приморье) выход Транссиба к Тихому океану. Она имела большое значение для Дальнего Востока.

После открытия крупнейшего на берегу Татарского пролива порта Ванино значительно улучшилось транспортное обслуживание северо-восточных районов страны, сократилось расстояние морских перевозок на Магадан, Камчатку, Сахалин почти на 1000 км, а также снизилась напряженность в работе южного участка Транссиба до Владивостока. Строительство железной дороги в этом горном районе дало толчок к индустриальному развитию прилегающих территорий на побережье Татарского пролива.

Комсомольск-на-Амуре -- Советская Гавань стала одной из первых железнодорожных линий будущей Байкало-Амурской магистрали.

Сегодня железнодорожный участок Комсомольск-на-Амуре -- Советская Гавань является одной из наиболее востребованных железнодорожных линий в России.
[center]
[media]http://youtu.be/Yp6QVVD-sH8[/media][/center]
  • Sad 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
[sub][size=4][b]Заветы Ильича - история в рассказе и фото . [/b][/size] [size=4] Прочитала с большим интересом. В комментариях тоже много интересной информации... [/size][/sub]

[url="http://natpopova.livejournal.com/219571.html"]http://natpopova.liv...com/219571.html[/url]

[url="http://natpopova.livejournal.com/219689.html"]http://natpopova.liv...com/219689.html[/url]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
[quote name='ГАЛС' timestamp='1458456861' post='14000'] Заветы Ильича - история в рассказе и фото . Прочитала с большим интересом. В комментариях тоже много интересной информации... http://natpopova.liv.../219571.html - часть первая http://natpopova.liv.../219689.html - часть вторая [/quote]
У меня пишут, что таких страниц нет ((.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Марина, заменила адрес, попробуй ещё раз просмотреть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ссылки порезались при вставке.
http://natpopova.livejournal.com/219571.html - первая часть
http://natpopova.livejournal.com/219689.html - вторая часть

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
[quote name='ГАЛС' timestamp='1458458586' post='14005']
Марина, заменила адрес, попробуй ещё раз просмотреть.[/quote]
[b]ГАЛС[/b], спасибо! Очень интересно! :smile169:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
[b]«Я помню тот Ванинский порт…»[/b]
[url="http://slovoart.ru/node/48"]http://slovoart.ru/node/48[/url]
[list]

[/list]
[spoiler]
От начала проектирования, и особенно строительства Ванинского порта и поселка Ванино, все, что происходило здесь, держалось в секрете. Государственный Комитет Обороны придавал особое народнохозяйственное и оборонное значение строительству, которое осуществлялось в основном силами заключенных нижнеамурских и позже ванинских лагерей. Категорически воспрещалось делать копии и выписки из постановлений о строительстве железнодорожной линии Комсомольск – Советская Гавань и портового пункта Ванино, других материалов и фотографий. Многие документы первых лет строительства в бухте Ванино сгорели во время пожаров, утонули при отправке архивов пароходами. Сегодня многое, но далеко не все рассекречено, еще меньше опубликовано, поэтому судить об этом времени зачастую можно только пользуясь бесценными воспоминаниями участников тех событий.
[img]http://slovoart.ru/sites/default/files/images/24/03-znaki/07-ia_pomniu/kartina%20Cympakova.jpg[/img]
Через Ванинский транзитно-пересыльный лагерь на берегу Татарского пролива в период с 1947 по 1952 год прошло около 300–400 тысяч заключенных. Примерно треть из них – политзаключенные, или, как их просто называли, 58 статья УК РСФСР. Людская молва увеличила эту цифру до 1 миллиона человек, называла в числе «знаменитых зеков самых различных людей». В разных источниках, в том числе и самиздатовской книге А. Шашкиной «Ванинская пересылка», упоминалось, что через Ванинскую пересылку в Магадан шли певица Людмила Русланова, актриса Зоя Федорова, поэтесса Ольга Берггольц и другие. Так были ли эти люди на Ванинской пересылке?

Ответить на этот вопрос попытался председатель Ванинского отделения Всероссийского общества «Мемориал» С.И. Раткевич. В газетной статье «Птичка в клетке не поет» (газета «Мое побережье» от 26 октября 2005 г.) он рассказал о своей исследовательской работе. Изучая статью падчерицы Лидии Андреевны Руслановой Маргариты Владимировны Крюковой в «Аргументах и фактах» (№ 45 от 2003 г. «Моя вторая мама – Лидия Русланова»), воспоминания бывшего аккомпаниатора Л.А Руслановой в Тайшетском лагере И.Ф. Сушко («Российская газета» от 29 апреля 2004 г.) и книгу Б.А. Дъякова «Повесть о пережитом», Сергей Иванович делает вывод о том, что Л.А. Русланова прошла по этапу через Озерлаг и Тайшетлаг, затем ее перевели во Владимирский централ, где в одной камере с ней сидела известная актриса Зоя Федорова. После смерти Сталина Лидию Андреевну в июле 1953 года из Владимирского централа освободили. Значит, Л.А. Русланова в ванинских пересыльных лагерях не была.

Не шел через Ванинскую пересылку в Магадан и знаменитый советский певец Вадим Алексеевич Козин. Но с концертами в Ванино уже после освобождения был. Об этом свидетельствуют строчки из книги В. Козина «Проклятое искусство»: «28.06.55. Сегодня должны поехать с концертом в порт Ванино – знаменитую пересылочную базу. Там я тоже никогда не был. В Магадан меня везли через Владивосток и Находку…

Я помню тот Ванинский порт
И дым пароходов угрюмый,
Как шли мы по трапу на борт
В холодные мрачные трюмы…»

Это строчки одной из самых известных и чтимых песен зэков сталинских лагерей. Писатель Анатолий Жигулин, прошедший путь до Магадана и обратно через порт Ванино, писал, что песня «Ванинский порт» «…одна из самых сильных и выразительных тюремно-каторжных песен. Песня по мелодии прекрасна, трагична, безысходна. И очень впечатляет. Особенно если поют хором и если поют колымчане или люди, пережившие тюрьмы и лагеря в иных краях нашей страны». К сожалению, автор первоначального канонического текста песни до сих пор неизвестен. Есть много разных вариантов текста, но первый куплет всегда неизменен.

И все же были в ванинских лагерях и шли этапом в Магадан и на Колыму через Ванинскую пересылку известные люди. Среди них журналист, кинооператор А. Сандлер, поэт Н. Заболоцкий, кинодраматург А. Добровольский, писатели А. Жигулин, В. Янковский, В. Шаламов, художник В. Цымпаков и другие. В своей книге «Узелки на память» Асир Сандлер пишет: «В бухте Ванино было смешано все: и уголовный мир, дезертиры, власовцы, бандеровцы, и осужденные за военные преступления, и так называемые политические, хотя так их никто не называл – просто «пятьдесят восьмая». Начальником этого вселенского бедлама был полковник, точно не помню фамилии, кажется, Королев (по свидетельству старожила п. Ванино В.С. Черных, его фамилия Петренко. – А. Габдрахманова). Полковник был меценатом. Это я говорю без всякой иронии. Из бесчисленных прибывающих эшелонов он отбирал, невзирая на статьи и сроки, певцов, танцоров, музыкантов, художников, литераторов – в общем, всех, кто по его разумению (а разумение было очень тонкое и высококвалифицированное) является носителем культуры, и задерживал своей властью в Ванино…

Так я был зачислен в знаменитую культбригаду бухты Ванино. Какой это был состав! Профессор Таллинской консерватории Эвальд Турган, его постоянный аккомпаниатор композитор Торми, ведущие вокалисты Куйбышевского, Свердловского и многих других театров оперы, оперетты, великолепный драматический тенор Мухин, лирический тенор Малюк, скрипачи Жора Фельдгун и Володя Вавржиковский, инструменталисты-виртуозы, драматические актеры и режиссеры…»

Владимир Савельевич Черных рассказывал мне также, что одно время на всех лесных делянах и импровизированных сценических площадках Ванино звучали грузинские песни и музыка. Петренко своей волей оставил в Ванино грузинский ансамбль песни и пляски. Во время войны гастролирующий ансамбль оказался в Европе на оккупированной территории. После победы американцы передали его советским властям, а те отправили ансамбль прямым путем в лагеря. Как ни хотели ребята из Грузии подольше остаться в Ванино – «на материке», их все же через некоторое время отправили пароходом на Колыму.

Оставил воспоминания о Ванинской пересылке в автобиографической повести «Черные камни» известный писатель Анатолий Жигулин: «Переправа через Амур на пароме. Грязно-коричневые скалы и темно-серая волна. Порт Ванино – главная дальневосточная пересылка. Говорили, что временами на ней собиралось до 200 000 заключенных. Двадцать восемь, кажется, зон там было, это только огневых, то есть простреливаемых».

О том, как выглядело Ванино в 1951 году, хорошо написал в письме своей жене Валентине Ивановне Громовой герой Великой Отечественной войны, командир подводной лодки С-13, заключенный рабочей зоны Ванинского исправительно-трудового лагеря Александр Иванович Маринеско.

«Здравствуй, милая, дорогая Валюша!
Город Ванино – большая деревня, нет водопровода, нет канализации. Сильная снежная пурга замела наш дом до крыши, и, чтобы выйти, нам пришлось вылезать в отверстие в потолке (для печки-времянки) и очистить снег от двери.
Я надежды не теряю и твердо уверен, что буду еще с тобой счастливо доживать свой век (лет до 80–90), уже сейчас начал подготовку, в эту получку 50 рублей отдал портному, которому заказал пошить «москвичку» – полупальто из шинели, а всего за работу надо заплатить 200 рублей.
С тем любящий тебя безмерно. Твой слуга и муж.
4/1-1951 год»

В нашем музейно-выставочном зале есть живописная картина, на которой изображена бухта Ванино. Долгое время на раме была прикреплена табличка «Цымпаков. 1952 г.» Кто же этот художник? Первые сведения о художнике я нашла в книге «Ванинская пересылка» А.В. Шашкиной.

«Из воспоминаний В.С. Черных: «Цымпаков, еврей по национальности, сидел в рабочей зоне, где командиром был лейтенант Конденко. Получил 15 лет за то, что в войну рисовал портреты Гитлера, Геббельса, да и плакаты тоже. Когда наши освободили Одессу, его арестовали. Когда приезжало большое начальство, приходило на концерт в клуб, то Цымпакова Всеволода Александровича переодевали и садили в первый ряд, а потом уже в кабинете у главного инженера он писал картину. В музее истории порта одна из его картин».

Я тоже встретилась с Владимиром Савельевичем. Он рассказал, что сам забирал под расписку заключенного Цымпакова и сопровождал в кабинет главного инженера порта, где из окна художник писал панораму порта. Эта не единственное произведение, созданное художником в Ванино. Многие портреты, написанные заключенным «рабочей зоны», наверное, и сейчас находятся в частных коллекциях. Было большим приятным сюрпризом начальнику в конце проверочной командировки получить от руководства Ванинской пересылки собственный портрет, написанный неизвестным художником. И не все знали, что накануне незаметно был сделан набросок портрета гостя карандашом, а затем в спешном порядке В.А. Цымпаков дописывал свое произведение маслом, чтобы успеть к проводам очередного проверяющего.

Мои поиски продолжались. В интернете я нашла информацию о том, что картины В.А. Цымпакова находятся в коллекции Лебединского художественного музея. Обратилась к владельцам сайта г. Лебединска с просьбой помочь связаться с музеем, и они разместили на сайте мое письмо. И вот долгожданный ответ из Украины от В.И. Кравченко, директора Лебединского городского художественного музея. Владимир Иванович с большим желанием согласился сотрудничать с нашим музеем, предоставил официальные биографические данные о художнике: «Цымпаков Всеволод Александрович родился в 1903 г. в г. Одессе, умер здесь же в 1968 г. Украинский живописец. Учился в Одесском художественном училище (1915) и в свободных мастерских (1917–1922) у К.К. Констанди и Т.Я. Дворникова, также в Одесском художественном институте (1921–1927) в мастерской П.Г. Володина. Писал портреты и жанровые картины. Участвовал в областных, республиканских и всесоюзных выставках». И далее перечень работ В.А. Цымпакова в разных музеях Украины и России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.

Владимир Иванович любезно выслал копию письма вдовы художника Матаньи Ильиничны Синани-Цымпаковой. В письме приводятся интересные подробности из жизни художника. О годах, проведенных в лагерях, здесь нет ни строчки, наверное потому, что, будь его воля, этот период своей жизни художник изобразил бы совсем в другом жанре, другими, более радостными красками. Да и картину «Ванинский порт. 1952 год», написанную в пасмурных тонах, он вряд ли считал чем-то существенным в своем творчестве. Скорее всего, во время работы им двигало не вдохновение, а желание выжить, то же, что жило в нем во время фашистской оккупации Украины.

Я рассказала о В.А Цымпакове своему другу по переписке, бывшему соотечественнику, ныне проживающему в Америке и работающему в Библиотеке Конгресса. Он написал о том, что очень долго думал, как получилось, что немцы не убили еврея, пусть даже трижды талантливого. Но обратившись к историческим документам, выяснил, что Одессу оккупировали не немцы, а румыны, которые к еврейской нации относились более лояльно. И скорее всего чаще он писал портреты не Гитлера и Геббельса, а румынского лидера Йона Антонеску.

Совсем недавно обнаружены более точные сведения об аресте художника. В списке жертв политических репрессий я нашла такие данные: «Цымпаков Всеволод Александрович 1903 г. р. Место рождения: г. Одесса. Осужд. 28.05.1948. Приговор: 10 лет ИТЛ. Реабилитирован. Источник: Сведения Одесского академического центра (Украина)».
Настоящим подарком стала находка на сайте Луганского художественного музея картин Цымпакова и его автопортрета, написанного за два года до смерти. Посетители музея сегодня могут увидеть портрет автора знаменитой картины.
Только вот того здания, из окна которого художник писал бухту Ванино, и гранитной лестницы, изображенной на полотне, уже нет. Как выглядело Ванино в середине ХХ века, осталось на редких фотографиях, в памяти старожилов, на картине В.И. Цымпакова «Порт Ванино 1952 г.» и в стихотворении Петра Комарова, написанном после поездки туда на открытие железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань в июле 1945 года.

[b]В порту[/b]
В эту бухту в дни далекие,
В стародавние года
Заходили одинокие
Наши русские суда.
И в тумане дня осеннего
Где-то здесь на берегу,
Был затерян след Арсеньева,
Уходящего в тайгу.
В том краю, где он по месяцу
Человека не встречал,
Я теперь с гранитной лестницы
На морской гляжу причал.
Корабли – их видно издали –
День и ночь в порту дымят,
Чередой подходят к пристани,
Цепью якорной гремят.
[i]1949[/i]
[/spoiler]
[b]Анна ГАБДРАХМАНОВА[/b],
[i]директор музейно-выставочного зала п. Ванино Хабаровского края[/i]
  • Haha 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×